Buttons

среда, 12 августа 2015 г.

Hey Mr.Voodoo

Странные случаи в моей жизни - не редкость. Вчера я во второй раз за неделю дочитала чудо-книгу "Мистер Вуду и дни недели", и так взгрустнулось. При всей своей невероятной любви к русскому языку и русской классической литературе я совершенно не могу читать современную литературу на русском.
У меня, как выпускницы журфака ЮФУ (читай - филологической девы) большой читательский опыт и уважение к нашим мастерам. Но вот как ни пытаюсь я читать нынешних лимоновых-сорокиных-прилепиных, всякий раз ощущение песка во рту. Я, честно, не понимаю, и оттого страдаю. Зарубежная как будто бы тоньше... Она не прохаживается сапожищами по нежному и трепещущему. Даже о страшных событиях написаны удивительные в своей чуткости книги. Например, "Жутко громко и запредельно близко" Дж. Фоера. Вы можете себе представить, какие были бы книги о трагедиях в Крымске или Хакасии, Норд-Осте или Беслане?Детектив с буйными главными героями и потоками несправедливости, судами, серостью и мраком. В сравнении даже советская литература была полна души. Сейчас же основные лейтмотивы - пошлость и грубость. (Если вы знаете действительно чудесные русскоязычные современные произведения — советуйте, да поскорее!)



Так я думала вчера, пока ехала домой и по второму кругу читала Мистера Вуду. Последняя, понедельничная глава, оказалась драматичной и объясняла многое в сюжете, и я не смогла дочитать ее при людях, оставила до дома. А говорилось в ней о последствиях урагана Катрина, который пронесся в 2005 году по югу США и места живого после себя не оставил. Язык книги такой чудесатый и удивительный, что я то и дело прихваливала переводчика. А уж автора - Миру Дэй - рисовала в воображении во всех красках. Ну, это должна была быть очаровательнейшая афроамериканка (не зря ж она пишет о них), такая как Имани, например (я очень люблю Имани), и жить она должна была бы во французском квартале, в доме с ажурным балконом...



Мое самое любимое занятие — это посмотреть фильм или прочитать замечательную книгу, и только после этого читать аннотации, смотреть обзоры, изучать всю информацию о произведении. Когда я не нашла Мистера Вуду на английском, я была малость поражена: как так? Ни единого упоминания. Ни в сводках NY Times (чтоб вы знали, на Российский читательский рынок редко попадают книги, которые никогда не были в чартах Times), ни в википедии, нигде. Ни словечка. Об авторе - ничегошеньки. Только несколько ссылок на некую Ольгу Захарову. И только спустя какое-то время я понимаю, что этот чудесный, не наш, замечательнейший автор - вполне себе наш, русскоязычный, и это не перевод такой, это стиль письма, и радости и удивлению не было предела. 



Недавно я писала о смерти Доктороу и говорила о том, как люблю читать авторов, которые здесь, живут где-то своей жизнью, но мне тепло понимать, что они еще напишут, еще расскажут. И вот это желание — поговорить с автором о его книге — сбылось сегодня. Я попросила у Ольги интервью для Daisy Lichi, и заодно задала несколько вопросов о книге, которые остались для меня окруженными загадками и вопросами.



Мне вспомнились все эти школьно-университетские анализы "что этим хотел сказать автор?" и еще немного подарило чувство, будто я обсуждаю с Пушкиным "Онегина". То есть, я имею в иду, это невероятное ощущение сопричастности, понимаете? Я, со своим неслабым читательским и аналитическим опытом, оказалась не совсем способна уловить многие нюансы и аллюзии. И было дико-приятно узнать капельку больше, чуточку ближе. Интервью у меня в работе, читайте его через недельку на DL, а тут оставлю маленькую выдержку из нашей с Ольгой беседы:

"—  А кто ваш любимый автор? Вот кого, по вашему мнению, нельзя не прочесть?
— Не знаю, кого нельзя не прочесть) Разве что азбуку. Отвертеться можно от чтения чего угодно) Я очень люблю Нила Геймана, как я уже писала. Очень люблю сказки. В том числе замечательное переложение негритянских сказок Джоэля Харриса "Сказки дядюшки Римуса". Люблю книги о путешествиях и первооткрывателях. Люблю триллеры Дэна Симмонса и очень люблю Стивена Кинга. Люблю Уильяма Гибсона, Филиппа Дика, Майкла Суэнвика. Я вообще люблю читать"

G.

1 комментарий: